Казахстан

Свобода средств массовой информации и политические свободы в преддверии выборов 1999 г.

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ

Средства массовой информации в Казахстане (1992-1997 гг.)

До 1998 г. Казахстан пользовался репутацией государства с относительно свободной прессой. Такая репутация отчасти основывалась на крупных шагах правительства, разрешившего создание широкого спектра частных СМИ — как печатных, так и вещательных. Конституции и 1993 г., и 1995 г., равно как и Закон о средствах массовой информации, гарантируют свободу выражения убеждений и запрещают цензуру.17 В 1995 г. в этот закон были внесены поправки, в соответствии с которыми было упразднено Министерство по делам печати с созданием вместо него Национального агентства по делам печати и массовой информации. В октябре 1997 г. Агентству был вновь присвоен статус министерства, теперь в качестве Министерства информации и общественного согласия. На протяжении нескольких лет частные газеты, теле- и радиоканалы служили рупором для журналистских расследований и критики относительно широкого спектра политики властей. Несмотря на это, выступавших с критикой правительства привлекали к судебной ответственности за клевету и оскорбление, в том числе за оскорбление чести и достоинства президента и других должностных лиц. Чиновники располагали также другими средствами мести за критику со стороны СМИ: глава городской администрации Алма-Аты закрыл типографию, в которой печатался "Караван", после того, как газета в 1994 г. выступила с критикой в его адрес. Впоследствии "Караван" возобновил издание за пределами страны.18 Другие СМИ под давлением властей были вынуждены освобождать арендованные помещения.19

После роспуска парламента в 1995 г. власти активизировали усилия, направленные на подчинение средств массовой информации.20 Несколько журналистов попали в тюрьму за критику местной администрации, двум газетам угрожало закрытие по искам о клевете. Положение Закона о СМИ о разжигании межнациональной розни послужило предлогом закрытия других независимых газет.21 По утверждению Казахстанского международного бюро за права человека и законность (КМБПЧЗ), укоренившаяся самоцензура препятствовала осторожной свободе прессы в Казахстане в условиях, когда журналисты и редакторы хорошо знали о существовании запретных тем: "межнациональные отношения, прямая критика президента, порядок использования иностранных кредитов и займов, ... обсуждение коррупции в высших эшелонах власти ..."22

К концу 1996 г. стало очевидно, что правительство намерено закрыть независимые теле- и радиостанции, лишив их лицензий на право вещания. Министерство информации стало выдавать лицензии частным коммерческим вещательным компаниям в 1993 г.; они выдавались всем желающим за минимальную плату, всего было выдано 200 лицензий. В 1996 г. из этого числа продолжали работать 47 каналов. Они покупали собственное оборудование и оплачивали услуги государственных передатчиков.23 В декабре 1996 г. Министерство связи внезапно объявило, что в 1997 г. решение по частотам вещания, на которые ранее были выданы лицензии частным компаниям, будет приниматься на основе закрытого конкурса, несмотря на то что срок действия многих выданных лицензий заканчивался лишь весной 1998 г. Начальная ставка конкурса должна была составить 150 тыс.долл. США для телеканалов и 50 тыс.долл. США для радиостанций — весьма значительная сумма по местным масштабам.24 В результате этого закрытого тендера 31 канал лишился выделенных частот вещания; министерство прекращало вещание сразу же после проведения очередного этапа конкурса.25 Многие из тех каналов, которые были закрыты, выпускали новостные и аналитические программы с критикой правительства. Один из сотрудников президентской администрации якобы заявил работникам закрытого телеканала ТВМ, что "его закрывают потому, что его передачи 'слишком политизированы'"26.

К 1998 г. в условиях неослабевающего экономического спада спрос на газеты продолжал снижаться. Как на общенациональном, так и на региональном уровне официоз по-прежнему занимал доминирующие позиции в печатных СМИ Казахстана. Несколько частных еженедельников, однако, выходили в Алма-Ате и Астане тиражами в десятки тысяч экземпляров: "Караван", "Начнем с понедельника", "Время по", "Панорама" и др.27 Помимо этого, в каждом областном центре издавались по меньшей мере одна-две частных газеты, редакции которых занимали самые различные позиции по отношению к правительству.28 В течение 1998 г. в Алма-Ате и в регионах возникли несколько новых частных газет, среди них: русскоязычные "Провинция", "Регион юг", "Сорока", "Центр", "XXI век" и пр., а также независимая газета "Дат" на казахском языке.29 Некоторые начинали с нуля, другие приобретали лицензии у изданий, испытывавших финансовые трудности. Общее мнение сходилось в том, что эти издания были связаны с бывшим премьер-министром А.Кажегельдином.30

Обозреватели утверждают, что, как и в случае с вещательными компаниями в 1997 г., происходившая в последнее время продажа частных газет сопровождалась изменением редакционной политики в более благоприятную для правительства сторону. По информации из надежных источников, газета "Новое поколение" и популярный крупнотиражный еженедельник "Караван" в середине 1998 г. были проданы близким к правительству предпринимателям.31


17) Закон о средствах массовой информации был принят в июне 1991 г. и регламентировал отношения между прессой и государством до того, как президент подписал новый закон о СМИ 23 июля 1999 г.
18) Human Rights Watch, World Report 1995 (New York: Human Rights Watch, 1995), p. 213. Впоследствии владельцы "Каравана" вновь стали издавать газету в самом Казахстане. Группа с одноименным названием до 1998 г. контролировала также несколько телеканалов и радиостанций.
19) Казахстанско-американское бюро по правам человека (КАБПЧ). Справка о ситуации с правами человека в Казахстане за 1993 г. и первые три месяца 1994 г. Алма-Ата, апрель 1994 г.
20) Human Rights Watch, World Report 1996, p. 222.
21) В соответствии с данным положением редакция "Комсомольской правды"была вынуждена принести извинения за публикацию статьи А.Солженицына, в которой он утверждал, что северная часть Казахстана по праву принадлежит России.
22) KIBHR, The Human Rights Situation in Kazakstan, January-October 1996 (Almaty, 1996).
23) Президент "Тотема" (одного из закрытых каналов) рассказывала, что власти власти подвергали цензуре его передачи во время кризиса в связи с роспуском парламента в 1995 г., отключая канал от эфира. Интервью Хьюман Райтс Вотч с Розланой Таукиной. Алма-Ата, 2 декабря 1998 г.
24) Среднемесячный доход в Казахстане в январе 1997 г. составлял 7 677 тенге (101,69 долл. США). TACIS, Economic Trends Quarterly Issue, Kazakhstan, January-March 1999, May 1999, Brussels, p. 105.
25) European Institute for the Media, "Media Coverage of the Presidential Elections in Kazakhstan," Dusseldorf, February 1999, pp. 18-19. Human Rights Watch, World Report 1998 (New York: Human Rights Watch, 1998), p. 264. Как утверждают юристы в Казахстане, лицензия может быть отозвана только по решению суда. Целый ряд лишенных лицензии каналов, входящих в Ассоциацию независимых электронных средств массовой информации Центральной Азии (АНЭСМИЦА), до настоящегго времени судятся с Министерством связи. Интервью Хьюман Райтс Вотч с Аллой Дмитриевной Рыжковой, директором Sherwod and Mackenzie. Алма-Ата, 6 декабря 1998 г.
26) Human Rights Watch, World Report 1999 (New York: Human Rights Watch, 1999), p. 264.
27) Благодаря известной практике совместного пользования газетами несколькими взрослыми читателями, количество последних, как представляется, должно в несколько раз превышать тираж издания.
28) Андрей Свиридов. СМИ в СНГ: Сумерки свободы. (в кн.: Scripta manet: написанное остается. Алма-Ата, 1998, стр. 136-137.)
29) "Провинция" издавалась в Актюбинске, "Регион юг" — в Таразе, "Сорока" — в Караганде, "Центр" — в Астане, "XXI век" и "Дат" ("Прошу слова") — в Алма-Ате.
30) Интервью Хьюман Райтс Вотч. Алма-Ата, 12 декабря 1998 г. Редакторы и журналисты, как правило, избегали прямо называть А.Кажегельдина как источник своего финансирования, однако не отрицали этого, когда им задавали такой вопрос.
31) Интервью Хьюман Райтс Вотч с Тамарой Калеевой; продажа "Каравана" (владельцы которого продали также свою долю в вещательной компании) упоминается также в: U.S. Department of State, Kazakhstan Country Report on Human Rights Practices for 1998, February 26, 1999. В 1997 г. на "Караван" систематически оказывалось нарастающее давление: повреждение его телефонных линий; загадочный пожар на складе, уничтоживший запас бумаги; отключение электроснабжения. В конце 1997 г. сотрудник якобы неправительственной организации, пользовавшейся государственными кредитами, подал на газету судебный иск о клевете в связи с опубликованной в 1994 г. статьей о его деятельности. См.: Нас снова пытаются закрыть. "Караван", 30 января 1998 г.