Беларусь

Подавление гражданского общества

Беларусь и международное сообщество

По мере того, как правление президента Лукашенко становилось все более недемократическим, Республика Беларусь оказывалась во все большей изоляции от международного сообщества. США, страны Западной Европы и многие международные организации сочли неприемлемыми сомнительные результаты ноябрьского референдума 1996 г. и массовые нарушения свободы слова и собраний и выразили свой решительный протест. Напротив, Россия выступала в защиту Беларуси перед международным сообществом, хотя и протестовала против нарушения прав российских журналистов в Беларуси.

Политика США

После ноябрьского референдума 1996 г. США пересмотрели свою политику в отношении Беларуси. Считая, что отход Беларуси от демократических принципов сокращает диапазон возможных конструктивных отношений между странами, администрация президента Клинтона приняла политику выборочного подхода, ограничив до минимума межправительственные контакты, но продолжая сотрудничать с демократическими институтами, такими как независимые средства массовой информации и НПО.

Отношения стали натянутыми, когда, во-первых, Питеру Берну, исполнительному директору белорусского отделения фонда Сороса, 16 марта 1997 г. было отказано во въездной визе в Беларусь, а затем когда неделю спустя, Сержу Александрову, первому секретарю Посольства США, было предложено покинуть страну якобы за участие в демонстрации оппозиции. Администрация президента Клинтона выразила протест против этих действий, выслала из США белорусского дипломата и предложила новому послу Беларуси в США не являться с верительными грамотами.

Политика Европейского Союза

Европейский Союз (ЕС) в ответ на ноябрьский референдум 1996 г. направил в Беларусь свою миссию для расследования обстоятельств проведения референдума. На основании выводов, сформулированных этой миссией, Совет Министров ЕС выдвинул в качестве условия осуществления своих программ экономического сотрудничества с Беларусью принятие ею конкретных шагов по возвращению к демократии. В настоящее время под руководством посредника из ЕС представители белорусского правительства и оппозиции обсуждают новую конституцию, которая призвана гарантировать действительное разделение власти и соблюдение прав человека.

Совет Европы и Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе

В конце января 1997 г. Парламентская ассамблея Совета Европы в ответ на ноябрьский референдум 1996 г. приостановила предоставленный ранее Беларуси статус особо приглашенной страны. Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) с 15 по 18 апреля направила в Беларусь свою миссию по расследованию фактов, выводы которой гласили, что «имеются все основания считать, что [белорусские] власти создают систему тоталитарного правления.»14 Делегация ОБСЕ рекомендовала открыть в Минске постоянное представительство ОБСЕ для наблюдения за ситуацией с правами человека и вынесения рекомендаций белорусскому правительству по продвижению демократических принципов. Хотя вначале белорусское правительство согласилось на открытие такого представительства, тем не менее 18 июля 1997 г. переговоры о представительстве были заморожены на неопределенный срок, поскольку для участия в Парламентской Ассамблее ОБСЕ были приглашены только депутаты старого парламента, но не Национального собрания.

Позиция России

Россия немедленно признала результаты ноябрьского референдума 1996 г., а также вновь созданный парламент. 2 апреля 1997 г. президент России Борис Ельцин и президент Лукашенко подписали краткое соглашение и парафировали Устав Союза, который был подписан 23 мая 1997 г. Хотя первоначально страны обсуждали перспективу долгосрочной и тесной интеграции, включая возможность слияния, тем не менее текст соглашения носит значительно более умеренный характер вследствии давления со стороны либеральных представителей российского правительства. Устав создает основу для более тесного сотрудничества в социальной, политической, экономической, военной и других областях.

Российские официальные лица многократно заявляли, что проблемы прав человека в Беларуси являются внутренним делом этой страны, и продолжали поддерживать и защищать Беларусь перед международным сообществом. Беларусь была подвергнута открытой критике со стороны президента Ельцина, премьер-министра Черномырдина и первого вице-премьера Немцова после того, как корреспонденты российского телевидения были лишены аккредитации белорусскими властями.


14) Посол Рудольф Торнинг-Петерсен, "Доклад о миссии личного представителя Действующего председателя ОБСЕ в Республике Беларусь," 29 апреля 1997 г.