cis

Нарушения прав человека в странах СНГ

Обзор Хьюман Райтс Вотч/Хельсинки

Работа Хьюман Райтс Вотч

Придерживаясь убеждения, что неспособность арестовать осужденных за военные преступления имела бы долговременные негативные последствия для прав человека на Балканах и за их пределами, Хьюман Райтс Вотч в 1997 году продолжает уделять приоритетное внимание аресту осужденных за военные преступления. К числу других приоритетов региона относятся следующие: добиваться, чтобы предоставление помощи Хорватии и ФРЮ было обусловлено определенными требованиями, поднять вопрос о ксенофобии и жестоком обращении с мигрантами в России, требовать уважения прав человека и принципов демократии в Албании, Беларуси и ФРЮ, привлекать внимание международной общественности к серьезным нарушениям прав человека в Средней Азии и на Кавказе, выступать против пыток и ограничения свободы слова в Турции, обеспечить, чтобы права человека были одним из компонентов мирных переговоров в нескольких странах региона, и призывать Европейский Союз не саботировать защиту беженцев.

Хьюман Райтс Вотч в своей деятельности в Боснии применила стратегию, состоящую из трех частей: систематическая документация и выявление нарушений прав человека всеми сторонами, указание на неспособность международных сил остановить нарушения, а также кампания за арест и судебное преследование лиц, обвиненных в военных преступлениях. В попытке подчеркнуть то влияние, которое продолжают оказывать осужденные военные преступники, мы сосредоточили наши исследования на основных крупных и мелких городах, где местные власти, допускающие нарушения и ответственные за жестокости, творившиеся во время войны, продолжают пользоваться политической и экономической властью; также мы стремимся расследовать нарушения прав человека, совершаемые всеми этническими группами. В докладе за декабрь 1996 года мы продемонстрировали, что подпольные военизированные организации боснийских сербов, возглавляемые правящей националистической Сербской демократической партией, продолжают дестабилизировать мирный процесс и препятствовать IFOR и другим международным органам в осуществлении Дейтонских соглашений. В последующем докладе, опубликованном в январе 1997 года, мы продемонстрировали, что те же военные лидеры, которые проводили “этническую чистку” города Прийедора, сохранили в послевоенный период полную власть над ключевыми позициями в экономике, инфраструктуре и гуманитарной жизни города. Двое лиц, о которых неоднократно упоминалось в нашем докладе, позднее были осуждены трибуналом и были первыми арестованными SFOR в июле. Третий доклад этой серии, опубликованный в августе, документировал систематическое преследование местными властями кантона Уна Сана тех, кто не является членом Партии демократического действия Алии Изетбеговича, и в особенности тех, кто во время войны воевал на боснийско-сербской стороне. В течение года мы также осуществили исследовательскую миссию в Мостаре и примыкающих районах, контролируемых хорватами; расследовали проблемы нарушения прав боснийских женщин в послевоенный период, а также провели оценку роли, которую играет IPTF в осуществлении контроля над полицейскими силами в Боснии.

Мы продолжали считать приоритетным направлением своей работы в бывшей Югославии установление ответственности за военные преступления и преступления против человечности, совершенные во время войны. Посредством наших докладов, многочисленных статей в прессе и выступлений в рамках обширной коалиции неправительственных организаций, мы не прекращали оказывать давление на западных лидеров, призывая их отдать распоряжение войскам SFOR в Боснии арестовать оставшихся на свободе военных преступников. 10 июля, во вторую годовщину падения Сребреницы, была начата кампания “Арестовать немедленно!” Хьюман Райтс Вотч и другими участниками кампании был проведен брифинг для журналистов в Мадриде во время саммита НАТО, а также пресс-конференции в Вашингтоне, Лондоне, Париже и Сараево. 9 сентября мы опубликовали открытое письмо европейским политическим лидерам, подписанное более чем 130 известными лицами и 90 организациями со всей Европы, призывая НАТО к действиям по аресту военных преступников.

В Хорватии и ФРЮ в центре внимание Хьюман Райтс Вотч было подавление правительством институтов гражданского общества, а также продолжающаяся дискриминация этнических меньшинств. Мы добивались того, чтобы вся финансовая помощь этому региону предоставлялась на условиях уважения прав человека. Стремясь привлечь внимание к правозащитным проблемам, которые требовалось решить до передачи власти в единственном остающемся под контролем сербов районе Хорватии, в апрельском докладе мы высказали предостережение, что если международное сообщество не окажет давление на Хорватию, призывая ее выполнить свои обязательства по соблюдению прав человека, передача власти приведет к нарастанию насилия и увеличению числа беженцев из этого региона. В июне мы призвали правительство США воспользоваться своим влиянием, чтобы блокировать 30-миллионный займ Хорватии из-за нарушений прав человека в этой стране и ее нежелания сотрудничать с Междунардным трибуналом, и добились успеха. Чтобы предотвратить массовую эмиграцию сербского населения во время передачи власти в Восточной Славонии, мы встретились с представителями правительства Хорватии и высокопоставленными представителями международного сообщества, чтобы призвать к уважению гарантированных прав человека; мы также вели мониторинг обращения с сербами в Крайне. Перед сербскими выборами в сентябре 1997 года мы выпустили доклад, в котором анализировались нарушения процедуры выборов, допущенные в ходе муниципальных выборов в ноябре 1996 года, и документировали полицейские злоупотребления во время проходивших в Белграде массовых демонстраций протеста против подтасовки выборов. Мы провели детальное исследование нарушений прав меньшинств в Сандзаке и Воеводине, а также в Косово. В декабре 1996 года был издан доклад о нарушениях прав албанского населения в Косово. В наших заявлениях и докладах мы также критиковали нежелание Милошевича сотрудничать с Международным трибуналом.

Чтобы нарушения прав человека во время чеченской войны не теряли своей актуальности в России и среди международных организаций, мы опубликовали два доклада о последствиях войны: один был адресован Конференции ОБСЕ по обзору ситуации в странах, проходившей в ноябре 1996 года, другой был приурочен к президентским выборам в Чечне 27 января. В феврале, к первой годовщине членства России в Совете Европы, мы издали доклад, где перечислялись требования Совета Европы, не выполненные Россией, включая действия России во время чеченского конфликта и продолжающееся применение смертной казни. На основе наших материалов, полученных в ходе исследований и правозащитной деятельности — как на местном уровне, так и среди международного сообщества — по проблемам ксенофобии, прав беженцев и ограничений на постоянное проживание, мы подняли вопрос о московской системе регистрации, а также злоупотребления при ее применении. Наш московский офис в нескольких конкретных случаях осуществил непосредственное вмешательство, а также регулярно вел работу с государственными органами, призывая к прекращению высылки беженцев в другие страны СНГ. В попытке добиться наложения вето на дискриминационный закон о религиях мы с помощью писем, брифингов и других обращений призвали международное сообщество выразить свою озабоченность этим содержащим фундаментальные недостатки законом и направили ряд писем о волнующих нас вопросах президенту Борису Ельцину, в Совет Европы и отдельным европейским лидерам. Когда власти в провинциях пытались заставить замолчать местных борцов за права человека и общественных защитников, мы направили петицию в Генеральную прокуратуру РФ, чтобы добиться их освобождения.

Из-за ухудшения ситуации с правами человека в Беларуси и Албании наша деятельность в этих странах в 1997 году приобрела новую актуальность. Три исследовательских поездки в Албанию, предпринятые вскоре после того, как в начале 1997 года в стране разразился кризис, позволили Хьюман Райтс Вотч документировать и предать гласности нарушения прав человека — такие как запрет на демонстрации, жестокость полиции и преследование спецслужбами известных оппозиционных политиков, журналистов и лиц, критиковавших правительство, — по мере того как эти нарушения происходили, и передать эту информацию органам, формирующим политику, и общественности. По следам наших исследовательских поездок мы направили правительству Албании и международному сообществу многочисленные заявления и письма с выражением нашей озабоченности. После июньских выборов мы добивались того, чтобы международная помощь Албании предоставлялась только при условии уважения прав человека в этой стране. В сентябре представители Хьюман Райтс Вотч встретились с членами нового правительства, чтобы обсудить проблемы прав человека, в том числе судебную реформу, деполитизацию государственных учреждений и уважение правительства к свободе прессы.

На основе материалов, собранных в апреле во время поездки в Беларусь, предпринятой с целью расследования фактов подавления правительством гражданского общества, мы составили доклад, содержащий резкую критику действий правительства, и в августе заявили о нем на пресс-конференциях в Минске и в Москве, а также встретились с правительственными чиновниками, чтобы ознакомить их с выявленными нами фактами и нашими рекомендациями. Вслед за этим мы призвали администрацию Клинтона, ОБСЕ и ЕС осудить и подвергнуть изоляции режим Александра Лукашенко в том случае, если нарушения прав человека будут продолжаться. Мы также призвали правительство России воспользоваться своим влиянием в Беларуси для того, чтобы добиться улучшения ситуации с правами человека.

Государства Средней Азии и Кавказа страдают от многочисленных нарушений прав человека, включая применяемые там пытки и другие формы жестокого обращения с лицами, находящимися под стражей, повсеместное игнорирование норм судопроизводства, жесткий контроль над средствами массовой информации, жестокость полиции и ужасающие условия содержания в тюрьмах. Чтобы разоблачить нарушения прав человека в этих странах и привлечь внимание к ним международной общественности, в свете проверки Советом Европы правозащитной ситуации в Армении, Азербайджане и Грузии как потенциальных членов СЕ, а также в связи с растущим интересом к этим странам международных деловых кругов, Хьюман Райтс Вотч открывает постоянное представительство в Тбилиси, из которого будет вестись наблюдение за правами человека на Кавказе. В 1997 году мы направили доклады в Комиссию ООН по запрещению пыток (октябрь) и в Комиссию ООН по правам человека (март), где подчеркивались сохраняющиеся проблемы в Грузии. В марте мы также подали в Комиссию ООН по правам человека доклад о серьезных нарушениях прав человека в Таджикистане, Туркменистане и Узбекистане. На момент составления настоящего доклада продолжается наша миссия в Азербайджане. В Узбекистане основными темами нашей работы были жестокость милиции и невыполнение правительством своих обязательств уважать независимость прессы.

В Турции мы продолжали призывать правительство положить конец пыткам, в том числе призвав к ответу виновных. В марте мы опубликовали доклад, в котором разоблачается систематический характер применения пыток и другого жестокого обращения полицейскими отрядами по борьбе с терроризмом, которые методично используют пытки и другие жестокие методы в своей повседневной работе, используя специальные приспособления, в том числе ремни для связывания задержанных, водяные насосы высокого давления, балки для подвешивания людей за руки и электрошок. Мы также предприняли исследовательскую поездку в эту страну в сентябре для расследования продолжающихся нарушений свободы слова.

В 1997 году Хьюман Райтс Вотч была предпринята попытка дать конкретные рекомендации по поводу соглашения о прекращении огня и мирных переговоров в Боснии, Северной Ирландии и Таджикистане. Обращаясь к урокам, извлеченным из других мирных процессов, мы в течение всего года работали над тем, чтобы наметить основные правозащитные принципы — главным образом, ответственность за преступления, совершенные в ходе конфликтов; меры по развитию доверия к правосудию, такие как контроль над военными и полицейскими силами, совершающими злоупотребления, и создание учреждений для рассмотрения жалоб частных лиц — которые необходимо соблюдать для успеха любого мирного процесса. В течение года мы вели интенсивную работу в Северной Ирландии, осуществляя совместно с коалицией правозащитных организаций мониторинг действий полиции в 1997 году. В мае мы опубликовали доклад с анализом действий полиции в Северной Ирландии, объявили о нем на пресс-конференциях в Лондоне и Белфасте и встретились с представителями правительства в Белфасте, Дублине и Лондоне для обсуждения обнаруженных нами фактов. В Таджикистане наше местное представительство вело мониторинг прав человека во время мирных переговоров, исследовало политический террор в Ленинабадском районе и подняло вопрос о жестоком обращении с таджикскими беженцами и вернувшимися мигрантами на многочисленных международных форумах.

Хьюман Райтс Вотч продолжала привлекать внимание общественности к последствиям, которые могут иметь для прав человека растущие ограничения на предоставление убежища, установленные Европейским Союзом. Мы считаем, что политика Европейского Союза не только повышает в отдельных случаях опасность насильственного возвращения беженцев в страну, из которой они бежали, но также может подорвать гарантированные международными соглашениями права беженцев во всем мире. В 1997 году мы продолжали вести мониторинг политики предоставления убежища на уровне ЕС, а также в Швеции, Великобритании, Германии, Франции и Нидерландах, опубликовав в течение года доклады по Нидерландам и Франции. В феврале мы призвали страны-члены ЕС отвергнуть предложение Испании о ликвидации права граждан из стран-членов ЕС искать убежища на территории ЕС, а в апреле были в числе спонсоров встречи неправительственных организаций, парламентариев и представителей Европейской Комиссии и Совета Министров по обсуждению предложения о совместных действиях комиссии по предоставлению временной защиты.

В 1997 мы продолжали документировать нарушения прав человека в отношении цыганского населения и призывали правительства приступить к решению сложной проблемы насилия на почве расовой неприязни, совершаемого как частными лицами, так и представителями государства. В качестве продолжения доклада 1996 года о полицейских злоупотреблениях в отношении цыган в Чешской Республике, в 1997 году мы опубликовали перевод этого доклада и провели многочисленные встречи с представителями правительства Чешской республики, призывая их принять меры по конкретным рекомендациям, сформулированным в докладе.