belarus

Нарушения академической свободы

Общие сведения

Демонстрации

В условиях отсутствия при А.Лукашенко других возможностей публичного выражения оппозиционных настроений уличные демонстрации стали важным средством выражения инакомыслия. Поскольку студенты часто и в большом числе принимают в них участие, они также зачастую оказываются главной мишенью насильственного подавления недовольных государством. Начиная с 1996 г. власти пытаются запугать и отвратить активистов оппозиции от участия в протестах, используя целый набор средств, среди которых угрозы физическому благополучию демонстрантов и угрозы на работе или в учебном заведении. Произвольные и сопряженные с насилием аресты, невзирая на возраст или состояние здоровья, стали обычным делом во время мирных протестов в Беларуси. В нарушение как белорусской конституции, так и Международного пакта о гражданских и политических правах (МПГПП), участником которого является и Беларусь, А.Лукашенко издал в марте 1997 г. драконовский указ, впоследствии закрепленный законодательно, который жестко ограничивает право граждан на демонстрации, регламентируя даже виды символики, флагов и транспарантов, которые разрешено использовать участникам.2

Беларусь и международное сообщество

Президент А.Лукашенко систематически пренебрегает национальным законодательством и нормами международного права, и Беларусь оказалась практически изолированной в международном сообществе. Усиление авторитаризма в республике стало непосредственной причиной резкого ограничения правительствами стран ЕС и США связей с Беларусью и предоставляемой ей экономической помощи. Правительства этих стран, тем не менее, продолжают оказывать поддержку проектам в области гражданского общества, в том числе таким, как финансовая поддержка и программы повышения квалификации для независимых СМИ и спонсирование семинаров по проблемам демократии и прав человека. Заметным исключением в этом является Российская Федерация, которая на одном уровне восторженно приветствует президента А.Лукашенко и его интеграционную внешнюю политику, используя, с другой стороны, интеграцию с Беларусью, чтобы сыграть на ностальгии, которую избиратели испытывают по Советскому Союзу. В то время как между Россией и Беларусью подписано множество интеграционных соглашений, на уровне реализации практически ничего не делается. Вызывает беспокойство то обстоятельство, что президент Б.Ельцин, опасаясь, как представляется, разочаровать в массе своей поддерживающий интеграцию российский электорат, решительно отказывается использовать потенциал и влияние своей страны на Беларусь в интересах улучшения неблагополучной ситуации с правами человека в этой стране.

Следует отметить, что администрация А.Лукашенко разрешила все же открыть в Минске в феврале 1998 г. представительство Консультативно-наблюдательной группы (КНГ) Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ). Несмотря, однако, на то, что в 1999 г. Группа заняла более активную и резко критическую позицию по отношению к правительству Беларуси, власти практически никак не отреагировали на это. Наоборот, накануне так называемых "альтернативных" президентских выборов 16 мая 1999 г. интенсивность и жестокость творимого в отношении деятелей оппозиции произвола в таких формах, как притеснения, запугивания и даже "исчезновения", только усугубились.


2) Подробнее об этом указе, известном как Декрет № 5 "О собраниях, митингах, уличных шествиях, демонстрациях и пикетировании" см. «Беларусь: Подавление гражданского общества», Август 1997 г.