Азербайджан

БЕЗНАКАЗАННОСТЬ ПЫТОК

Пытки

Общие сведения

Полиция и сотрудники других силовых ведомств избивают и пытают арестованных, содержащихся в следственных изоляторах, с целью их наказать, унизить, запугать, вынудить дать информацию, признать свою виновность, а также для получения желаемых свидетельских показаний. Прокуратура использует полученные насильственным путем признания и свидетельские показания как основание для вынесения обвинительных заключений на судебных заседаниях. Судебная процедура не обеспечивает защиту прав обвиняемых, а судьи редко дают ход жалобам на применение пыток. Также вызывают озабоченность дела, которые, как правило, не доходят до суда: в этих случаях сотрудники полиции произвольно задерживают и избивают граждан, вымогая у них и членов их семей взятки в обмен на освобождение. Эти преступления, иногда совершаемые с шокирующей жестокостью, вскрылись как раз в то время, когда Азербайджан ратифицировал Конвенцию против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения или наказания (CAT).28

В случаях, зафиксированных сотрудниками Хьюман Райтс Вотч, в которых речь идет об обвиняемых в государственной измене или других политических преступлениях, систематические пытки и издевательства применялись главным образом в следственном изоляторе городского отделения полиции Баку (горотделе), а также в других изоляторах, в том числе подведомственных президентскому Особому отделу. Полиция в местных и районных полицейских отделениях также систематически и жестоко избивает заключенных под стражу по подозрению в совершении различного рода правонарушений, от мелких краж до хранения наркотиков и убийства.29 В одном из зафиксированных нами случаев пострадавший умер; в другом случае пострадавший на восемь месяцев попал в больницу. Такие преступления чаще всего совершаются сразу после ареста, но могут продолжаться в течение многих месяцев предварительного заключения.

Часто арестованных содержат без предъявления обвинений в следственных изоляторах намного дольше трех-десяти дней, предписанных азербайджанскими законами, неоднократно продлевая срок ареста. Во время периода дознания30 полиция также часто оказывает на арестованных давление, вынуждая их либо не обращаться к услугам адвоката, либо принять назначенного государством адвоката, который во многих случаях не руководствуется интересами подзащитного. Сотрудники Хьюман Райтс Вотч получили многочисленные сообщения о случаях, произошедших с обвиняемыми в уголовных преступлениях, когда государственный адвокаты отказывались активно защищать интересы арестованных до тех пор, пока им не будет заплачено, хотя по закону они обязаны предоставлять такие услуги бесплатно.

Правовая система предусмаривает, что после дознания, если полицией или следствием установлен факт совершения преступления, арестованного официально переводят в изолятор временного содержания или в следственный изолятор, известный под русской аббревиатурой СИЗО31. Во время всего периода предварительного заключения в ИВС или СИЗО заключенные должны содержаться в изоляции в качестве "меры пресечения". Как сообщили сотрудникам Хьюман Райтс Вотч в МВД, такая мера пресечения, как длительное предварительное заключение, систематически применяется из-за опасности побега обвиняемого за пределы страны, продолжения им своей преступной деятельности, сокрытия улик или создания иных помех следствию. Однако на практике прокуратура применяет меру пресечения в виде длительного содержания под стражей произвольно, в том числе даже для обвиняемых в мелких правонарушениях и обвиняемых впервые. Такая изоляция в течение длительного времени, которая является в Азербайджане обычным делом, в большой степени способствует нарушению прав арестованных.

В тех случаях, когда арестованные или их семьи имели возможность нанять частного адвоката, следователи отказывали адвокату в просьбе о встрече с подзащитным в следственном изоляторе. Даже если такое разрешение было дано следователем, МВД имеет юрисдикцию над большинством следственных изоляторов в Азербайджане и может физически не допустить адвоката на территорию следственной тюрьмы.32 Адвокаты сообщали нам, что в некоторых учреждениях, например, в изоляторе отдела МВД по борьбе с организованной преступностью, им почти никогда не позволяют встретиться с клиентами.

Даже когда адвокатов допускают к подзащитным, они не имеют права по азербайджанским законам назначить судебно-медицинскую экспертизу для установления факта применения физического насилия в отношении их клиентов. Следователь полиции или прокуратуры, который ведет дело, вправе отказать в просьбе арестованного и адвоката провести судмедэкспертизу силами сотрудников отдела судмедэкспертизы Министерства здравоохранения. Судмедэкспертиза необходима для того, чтобы в дальнейшем на суде было возможно установить характер и причину травм, что является главным доказательством принуждения обвиняемого к признанию своей виновности. Заключение или показания частного врача или иного эксперта, не являющегося сотрудником государственного отдела судмедэкспертизы, не принимается судом для установления причины травм. Поскольку заключенных, как правило, содержат в СИЗО многие месяцы и даже годы, и у них нет возможности запросить суд о назначении судмедэкспертизы, физические доказательства, т.е. следы применения насилия и пыток, успевают исчезнуть и зажить до суда. Заключенные не имеют права, находясь в следственном изоляторе, на осмотр или обследование у своего врача, хотя такое право предусмотрено международными нормами.33

Обязанность прокуратуры — осуществлять надзор за действиями сотрудников МВД путем рассмотрения и по необходимости расследования жалоб со стороны арестованных, адвокатов, правозащитных организаций и сообщений средств массовой информации о жестоком обращении с заключенными. На практике прокуратура редко расследует такие жалобы и еще реже возбуждает дела по ним.

Во время следствия у обвиняемых нет возможности обратиться в суд, чтобы подать жалобу на жестокое обращение: единственным органом, в который они могут обратиться, является прокуратура. Правовая система Азербайджана также не обеспечивает право на быстрое судебное рассмотрение обоснованности взятия под стражу в качестве меры пресечения, что является нарушением обязательств Азербайджана по выполнению статьи 9 Международного пакта о гражданских и политических правах.34 Хотя небольшое число подозреваемых освобождают под подписку о невыезде, подавляющее большинство содержат в следственных изоляторах.35 Это является нарушением статьи 9, запрещающей применение предварительного заключения, как стандартной меры пресечения. В статье 9 говорится: "Содержание под стражей лиц, ожидающих судебного разбирательства, не должно быть общим правилом". Отсутствие быстрой судебной проверки оснований для предварительного заключения приводит к содержанию под стражей без права переписки и сообщения, что создает идеальные условия для безнаказанного применения пыток. Другим результатом широкого применения этой меры пресечения является крайняя переполненность СИЗО, где обвиняемые содержатся в невыносимых условиях в течение всего предварительного следствия, суда и периода рассмотрения кассационных жалоб.

Большинство арестованных в Баку направляют в Баиловский или Шувелянский СИЗО, где они содержатся в течение многих месяцев, а иногда и лет.36 Посещение сотрудником Хьюман Райтс Вотч Баиловского СИЗО в ноябре 1997 года показало, что условия содержания в этом учреждении можно сравнить с жестоким и бесчеловечным обращением. Переполненность Баиловского СИЗО вынуждает заключенных спать по очереди, камеры не проветриваются, в них недостаточно освещения. Некоторые заключенные крайне истощены, что может свидетельствовать о недостаточном рационе питания и витаминов. Бывшие заключенные других СИЗО утверждают, что другие учреждения так же или даже более переполнены.


28) Азербайджан присоединился к Конвенции против пыток и других жестоких, бесчеловечных и унижающих достоинство видов обращения или наказания 16 августа 1996 года. Пытки также запрещены Международным пактом о гражданских и политических правах (статья 7) и Конституцией Азербайджана, статья 46 — "Защита чести и достоинства" ("Каждый имеет право на защиту своей чести и достоинства. Государство защищает достоинство личности. Ничто не может служить оправданием унижения личного достоинства. Никто не может быть подвергнут пыткам и истязаниям, никто не должен страдать от обращения или наказания, унижающих человеческое достоинство. Никто не должен подвергаться медицинским, научным или любым другим опытам без его добровольного согласия").
29) В Баку и других крупных городах Азербайджана следственные камеры имеются в местных отделениях полиции и в районных управлениях. При горотделе полиции имеется изолятор временного содержания. При небольших опорных пунктах охраны порядка камер не имеется.
30) В ходе дознания полиция пытается установить, имело ли место событие преступления, чтобы потом передать материалы дела в прокуратуру для дальнейшего расследования. После того как полиция установит факт совершения преступления, начинается фаза предварительного следствия. Во время предварительного следствия следователи полиции, Министерства национальной безопасности или прокуратуры, в зависимости от типа преступления, ведут сбор доказательств для суда.
31) СИЗО — русскоязычное сокращение слов "следственный изолятор".
32) Остальные изоляторы находятся под юрисдикцией Министерства национальной безопасности и других силовых ведомств.
33) Правило 91 Стандартных минимальных правил ООН по обращению с заключенными гласит: "Заключенному до суда должно быть разрешено посещение его собственным врачом или стоматологом и лечение у них, если для такой просьбы есть основания и если он может оплатить связанные с этим расходы".
34) В статье 9 говорится: "Каждое арестованное или задержанное по уголовному обвинению лицо в срочном порядке доставляется к судье или к другому должностному лицу, которому принадлежит по закону право осуществлять судебную власть..."
35) Система правосудия предусматривает, что арестованный может быть освобожден под поручительство другого лица или под подписку о невыезде, однако, насколько известно Хьюман Райтс Вотч, эти положения закона почти никогда не используются.
36) Баиловский СИЗО также известен как следственная тюрьма №1, а Шувелянский — как следственная тюрьма №3.